10 июня Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам провел круглый стол на тему "Модернизация системы налогообложения Российской Федерации в целях укрепления технологического суверенитета страны (к 25-летию Налогового кодекса Российской Федерации)". В его работе в формате видео-конференц-связи приняли участие председатели комитетов Государственного Собрания по бюджету и по законодательству Алексей Моисеев и Александр Павлов.
Концепцию предлагаемых изменений налогового законодательства представил статс-секретарь – заместитель Министра финансов России Алексей Сазанов.
Участники заседания выразили уверенность, что предлагаемые Правительством меры должны сделать российскую систему налогообложения более справедливой и сбалансированной.
Парламентарии, представители федеральных министерств и ведомств, бизнес-сообщества и эксперты обсудили основные новации: установление прогрессивной шкалы НДФЛ, изменение налога на прибыль и НДПИ для производителей минеральных удобрений и добычи некоторых видов твердых полезных ископаемых, корректировки упрощенной системы налогообложения. При этом было отмечено, что предлагаемые изменения не затрагивают инвесторов, использующих преференциальные налоговые режимы, предусматривают механизмы, позволяющие снизить налогообложение прибыли для компаний, вкладывающих в развитие инноваций. В частности, планируется ввести федеральный инвестиционный вычет, направленный на стимулирование инвестиций.
"Данные меры должны способствовать выполнению национальных проектов и достижению технологической независимости в ключевых сферах, обеспечивающих устойчивость всей экономики страны, – подчеркнул председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Анатолий Артамонов. – Активный инвестор обязательно должен почувствовать все те выгоды, которые несут инновации в налоговой сфере".
В ходе круглого стола поднимался вопрос о налоговых полномочиях регионов и муниципалитетов. Так, сенаторы вернулись к озвученному ранее предложению Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко о расширении практики курортного сбора и наделении субъектов Российской Федерации правом вводить такой налог. "В этой связи в рамках изменений Налогового кодекса видится целесообразным введение туристического налога с зачислением поступлений по нему в местные бюджеты", – сказал сенатор, зампредседателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Александр Шендерюк-Жидков. При этом он считает, что доходы от его уплаты не должны учитываться при определении уровня расчетно-бюджетной обеспеченности субъектов и при распределении дотаций на ее выравнивание.
Заместитель руководителя ФНС России Светлана Бондарчук заверила, что с точки зрения администрирования новые позиции, которые могут закрепить в Налоговом кодексе, не представляют сложностей для налоговой службы. Задача налоговых органов после утверждения нововведений – до конца 2024 года обеспечить принятие подзаконных актов и технологическую реализацию всех возможностей для исчисления и взимания налогов, а также взаимодействие с социальным казначейством в целях обеспечения дополнительной соцпомощи семьям, которая предполагается после введения прогрессивной шкалы НДФЛ.
Результаты состоявшегося экспертного обсуждения будут учтены в дальнейшей работе парламентариев при рассмотрении вопросов модернизации налогового законодательства.