26 мая в г. Зеленодольске (Республика Татарстан) состоялось совместное выездное заседание Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по образованию, культуре, науке и национальным вопросам и Комитета Государственного Собрания Республики Марий Эл по социальному развитию.
Мероприятие, приуроченное к Году педагога и наставника, было посвящено вопросам поддержки учителей, повышения статуса педагогической профессии. В нем приняли участие спикеры обоих парламентов – Фарид Мухаметшин и Анатолий Смирнов, руководители и представители министерств образования и науки двух республик, общественных организаций, депутаты, сотрудники аппаратов закорганов, представители СМИ.
Перед началом заседания они ознакомились с историей города Зеленодольска, деятельностью городского Центра культурного развития, в котором люди разного возраста могут развить свои таланты в музыке, сценическом искусстве, танцах и других творческих сферах.
В Многопрофильном лицее № 18 им. М.В. Ломоносова гостям был представлен опыт работы образовательных организаций Зеленодольского муниципального района по организации системы наставничества, в том числе на примере деятельности клуба Молодого педагога. Учителя и их воспитанники рассказали о реализации своих творческих и образовательных проектов. Депутаты отметили высокий уровень созданных в лицее условий для обучения, воспитания, занятия спортом детей, что, безусловно, вдохновляет как ребят, так и взрослых двигаться к новым успехам.
Само совместное заседание прошло в Центре культуры, искусства и народного творчества им. Горького.
Участников приветствовали Председатель Государственного Совета Республики Татарстан Фарид Мухаметшин, Председатель Государственного Собрания Марий Эл Анатолий Смирнов и глава Зеленодольского муниципального района Михаил Афанасьев.
Фарид Хайруллович подчеркнул, что главной целью встречи является поддержка инициативы Президента Российской Федерации Владимира Путина по проведению в 2023 году Года педагога и наставника, инициирование предложений по решению кадрового вопроса в области образования. Фарид Хайруллович рассказал о некоторых мерах поддержки молодых педагогов, действующих в Татарстане, отметил значимость проведения подобных встреч коллег-депутатов для обмена опытом, выработки совместных законодательных инициатив.
Глава марийского парламента Анатолий Смирнов в свою очередь поблагодарил хозяев встречи за радушный прием, отметив, что Год педагога и наставника для педагогического сообщества – это время не только профессионального развития, самопознания, расширения круга интересов, знакомства с опытом коллег из других регионов, но и для решения сложившихся в сфере образования трудностей.
"Во многом качество жизни целых поколений зависит от педагогов, в том числе осуществляющих наставническую деятельность: они вдохновляют будущих ученых и закладывают первые ростки тяги к знаниям, помогают развиваться и совершенствоваться профессионально, способствуют духовному росту, передают свой жизненный опыт и знания. Благодаря работе педагога, сохраняется связь поколений, осуществляется много важных открытий и побед. Наша задача с вами – способствовать сохранению и приумножению традиций российской педагогики и наставничества, выведению профессии педагога на новый уровень, признанию его особого статуса и важности роли, которую учитель играет в жизни каждого человека", – сказал глава марийского парламента.
Слова признательности законодателям за выбор Зеленодольска площадкой для обсуждения темы поддержки педагогических работников выразил глава Зеленодольского муниципального района Михаил Афанасьев. Он также внес на рассмотрение предложение о возможности материального стимулирования молодых учителей из средств не только регионального, но и местных бюджетов.
Затем представители профильных министерств двух республик рассказали о мерах по повышению статуса педагогической профессии и мероприятиях в рамках Года педагога и наставника.
Так, министр образования и науки Татарстана Ильсур Хадиуллин, в частности, отметил, что укомплектованность кадрами на конец 2022 года в регионе составила 99 %. В республике осуществляют свою деятельность 1984 дошкольных, 1410 общеобразовательных, 99 профессиональных образовательных организаций, 26 вузов и 19 филиалов вузов.
Как сказал глава ведомства, задача Года педагога и наставника – не только привлечь внимание к этой профессии и привить уважение к нашим учителям и наставникам, но и повысить интерес молодежи к педагогике. Так, с сентября этого учебного года в 150 школах Татарстана открыты 180 классов психолого-педагогической направленности, в которых учатся более 3,5 тыс. человек.
В числе других мер реализуется проект стипендиальной поддержки. В настоящее время его участниками являются 745 студентов. Согласно обязательствам им по окончании вуза необходимо отработать в школе в течение пяти лет.
В целях господдержки молодых специалистов и закрепления педагогических кадров в Татарстане молодым педагогам установлена ежемесячная стимулирующая надбавка в размере 2510 рублей в течение первых трех лет непрерывной работы на педагогической должности. Для педагогов учреждены специальные награды Министерства образования и науки. Прошел I республиканский форум «Учителями славится село».
Большое внимание уделяется, по словам Ильсура Гараевича, внедрению эффективной системы наставничества. К примеру, на сайте Института развития образования создана цифровая среда, включающая банк учебно-методических и технологических материалов для поддержки наставнической и профессиональной деятельности. В прошлом году изменена система оплаты труда методистов, произошло повышение их заработной платы в два раза. Сохранена грантовая поддержка, ежегодно около 300 человек становятся обладателями гранта "Наш лучший методист".
О том, какая работа проводится в Марий Эл, поделилась с участниками заседания заместитель министра образования и науки Республики Марий Эл Валентина Гаврилова. Она сообщила, что в рамках Года педагога и наставника в республике запланировано свыше 100 различный мероприятий. В настоящее время в регионе осуществляют свою деятельность 221 дошкольная, 250 общеобразовательных, 24 профессиональные образовательные организации, 3 вуза. На начало 2022-2023 учебного года сформированы 14 психолого-педагогических классов, 9 групп на базе 20 общеобразовательных организаций 12 муниципальных образований республики, в которых обучаются 408 старшеклассников.
В республике создана Ассоциация классных руководителей, ежегодно проводятся конкурсы профессионального педагогического мастерства: "Учитель года", "Воспитатель года", "Лучший учитель марийского языка", "Сердце отдаю детям", "Педагогический дебют", "Учитель-дефектолог", "Педагогическая мозаика" и другие. Победителям конкурсов вручены денежные премии (гранты) Главы Республики Марий Эл в размере 75 тыс. и 100 тыс. рублей.
В целях решения кадрового вопроса реализуется программа "Земский учитель", с участниками которой с 2020 года было заключено 36 трудовых договоров. Для притока педагогических работников в сельскую местность законодательством Марий Эл установлены льготы в области ЖКУ в виде 100-процентного возмещения затрат на оплату электрической и тепловой энергии, газа сетевого, твердых видов топлива, платы за содержание и ремонт жилого помещения, взноса на капитальный ремонт. Кроме того, педагогам, осуществляющим наем жилого помещения, полностью возмещается его оплата, молодым специалистам, начинающим свою трудовую деятельность, предоставляется единовременное пособие в размере 6 окладов на хозяйственное обзаведение.
По заявленной теме заседания также выступили начальник Управления образования Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани Ирек Ризванов, учитель английского языка средней общеобразовательной школы № 7 имени Героя Советского Союза В.Х. Хазиева Зеленодольского муниципального района Эльвира Гизатуллина, учитель марийского языка Шурабашской основной общеобразовательной школы Арского муниципального района Татарстана Антипова Олеся Игоревна.
В ходе обмена мнениями депутаты говорили о необходимости повышения уровня зарплат учителям, при этом руководитель одного из ведущих общеобразовательных учебных заведений Марий Эл – Лицея "Бауманский", заместитель председателя Комитета по законодательству Григорий Пейсахович подчеркнул, что нужно говорить сегодня как о положении учителя в обществе, так и о том, как общество относится к учителю. Григорий Ефимович сказал о необходимости передачи вопроса оплаты труда работников образования на федеральный уровень. Коллеги его всецело поддержали.
Законодатели также сошлись во мнении, что нужно учитывать опыт и лучшие традиции российской школы, формировать уважительное отношение к профессии педагога и личности учителя, в том числе посредством СМИ, возможностей кинематографа.
Речь в том числе шла и о том, что нельзя забывать о развитии науки, взаимодействии научных школ, региональных вузов по различным актуальным исследованиям и разработкам.
Одним из критериев оценки деятельности руководителей различных уровней власти, как считают депутаты, должны быть результаты по решению проблем кадрового обеспечения учреждений образования, по реализации мер поддержки молодых специалистов.
По итогам совместного заседания принят проект рекомендаций, который будет доработан с учетом высказанных предложений по объединению усилий депутатов татарского и марийского парламентов по совершенствованию мер поддержки и стимулирования учителей, привлечения молодых кадров в систему образования и росту престижа учительской профессии.
Члены профильных комитетов договорились взаимодействовать по различным направлениям, в частности, содействию повышению квалификации и организации стажировок учителей региональных национальных языков и литературы, обеспечению образовательных организаций республик соответствующей литературой, проведению межрегиональных фестивалей, конференций работников образования.
Региональным СМИ рекомендовано содействовать формированию уважительного отношения к профессии педагога, привлечению внимания общественности к актуальным вопросам взаимодействия родителей и педагогов, популяризации наследия отечественной педагогики.
В завершение коллеги-депутаты отметили, что состоявшееся заседание – первый шаг к большой совместной работе по разработке инициатив для внесения на рассмотрение в Федеральное Собрание.