Сегодня в Йошкар-Оле впервые прошло рабочее совещание руководителей правовых служб аппаратов законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации Приволжского федерального округа.
В нем приняли участие представители 11 региональных парламентов, а также Руководитель и сотрудники Аппарата Государственного Собрания Марий Эл, депутат Государственного Собрания, член Комитета по законодательству Виталий Потехин, представители государственно-правового управления Администрации Главы Республики Марий Эл.
Заместитель Руководителя Аппарата Государственного Собрания Марий Эл, начальник правового управления Елена Попова рассказала коллегам о сложившемся в парламенте нашей республики системном подходе в организации работы по приведению республиканских законов в соответствие с федеральными законами.
Согласно действующему законодательству нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (ФЗ), принятым по предметам ведения Федерации и предметам совместного ведения. После официального опубликования принятого ФЗ региональные акты в течение 3 месяцев должны быть приведены в соответствие с ним.
В закоргане Марий Эл работа в этом направлении основывается на четкой системе мониторинга изменений в федеральном законодательстве, тесном взаимодействии с отраслевыми органами исполнительной власти и Администрацией Главы Марий Эл, жестком контроле за сроками реализации новых ФЗ.
В среднем в календарном году Президиумом Государственного Собрания утверждается 5-6 программ приведения республиканского законодательства в соответствие с федеральными законами, которые разрабатываются правовым управлением с участием правовых служб отраслевых министерств. Программа содержит: рабочее наименование будущего проекта закона; нормативный акт, в соответствии с которым он будет разрабатываться, и дату вступления его в силу; сведения об ответственном за подготовку документа; сроки внесения законопроекта в Государственное Собрание, планируемые сроки его принятия, подписания и опубликования.
Такая система действует в Государственном Собрании с 2003 года после подписания соглашения о взаимодействии парламента и прокуратуры Марий Эл по вопросам совершенствования республиканского законодательства. Результатом последовательной работы является сокращение до минимума количества поступающих в законодательный орган актов прокурорского реагирования и экспертных заключений от Управления Минюста России по Марий Эл.
Елена Петровна также обозначила трудности, с которыми сталкиваются правовые службы в процессе разработки проектов, направленных на приведение в соответствие с федеральными законами. Это, к примеру, значительное количество ФЗ, принимаемых в декабре, сложности в реализации ФЗ с отложенным сроком вступления в силу.
Коллеги из регионов оценили опыт Марий Эл, взяв его на вооружение. В ходе обсуждения высказали свои мнения в отношении жесткости сроков приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным, дублирования федеральных норм в региональных актах, поделились практикой проведения мониторинга законодательства.
Опыт разработки в Государственном Собрании – Курултае Республики Башкортостан федеральных законодательных инициатив представил на совещании Заместитель Руководителя Секретариата парламента Арсен Еникеев. Стоит отметить, что Башкортостан является одним из лидеров по внесению инициатив на рассмотрение Совета законодателей России и нижней палаты российского парламента. Так, в Государственную Думу действующего созыва уже внесено 204 закинициативы, 18 – принято. В прошлом созыве Госдумы рассмотрено более 900 проектов от башкирских парламентариев. Один из ярких примеров – законопроекты в области обращения с животными (2 отклонены, 4 находятся в работе).
Арсен Зуфарович рассказал об опыте взаимодействия с депутатами и сенаторами от региона, с Советом законодателей России при разработке закинициатив. По его мнению, региональные инициативы помогают оценить настроения на местах, выявить острые вопросы, коллизии или пробелы в правовом регулировании.
Коллеги задали докладчику интересующие вопросы, в частности, о процедуре подготовки и внесения проектов федеральных законов. Кроме того, поделились и своим опытом подготовки федеральных инициатив, в том числе разработки проектов совместно с другими региональными парламентами.
Прозвучали предложения по совершенствованию нормативной базы в области регулирования процедуры рассмотрения законодательных инициатив на федеральном уровне и расширению сотрудничества при разработке проектов федеральных законов.
Выстраиванию системы взаимодействия между парламентом и органами исполнительной власти в сфере законотворческой деятельности был посвящен доклад начальника правового управления Аппарата Государственного Совета Республики Татарстан Марата Сунгатуллина.
В Татарстане был создан Межведомственный координационный комитет по правовым вопросам, который занимается предварительным рассмотрением и оценкой проектов, планируемых Правительством республики к внесению в Государственный Совет, что позволяет сформировать согласованную позицию по каждой инициативе.
Отдельно Марат Баграмович остановился на существующем в республике механизме парламентского контроля за принятием необходимых подзаконных актов, который доказал свою эффективность. Данный опыт нашел большой отклик у руководителей правовых служб регионов, ведь нормы закона зачастую не могут быть реализованы без своевременно принятых подзаконных нормативных правовых актов.
Далее в процессе обсуждения участники совещания охотно делились своими наработками по сотрудничеству с органами исполнительной власти, рассказывали об особенностях организации законотворческого процесса в своих регионах. Принято решение продолжить подобный формат взаимодействия правовых служб и в дальнейшем.
В завершение Руководитель Аппарата Государственного Собрания Сергей Смышляев выразил всем слова признательности за интересный и содержательный обмен мнениями и вручил гостям благодарности Председателя Государственного Собрания.