4 апреля по предложению депутатов Государственного Собрания прошла встреча с министром транспорта и дорожного хозяйства Марий Эл Александром Герасименко. Посвящена она была организации транспортного обслуживания населения республики.
Открывая встречу, и.о. Председателя Государственного Собрания Владимир Мухин подчеркнул актуальность предложенной для обсуждения темы как для жителей столицы, так и районов Марий Эл. К депутатам от избирателей поступает немало обращений по вопросам качества оказываемых транспортных услуг, изменения маршрутов, транспортной доступности объектов социальной инфраструктуры и т.д. Владимир Иванович выразил уверенность в том, что открытый диалог с министром и его командой на часть вопросов даст ответы, а также обозначит проблемы, которые требуют решения, в том числе и нормативно-правового характера.
Александр Герасименко подробно проинформировал депутатов законодательного органа и приглашенных о ходе реализации в регионе транспортной реформы.
Основными ее целями руководитель ведомства назвал: совершенствование транспортной инфраструктуры, создание сбалансированной маршрутной сети, обновление подвижного состава, обеспечение качественной и безопасной перевозки пассажиров, повышение информированности населения через мобильные приложения, использование цифровых технологий в работе транспорта, усиление контроля за работой перевозчиков.
Александр Анатольевич отметил, что на сегодняшний день разработана комплексная транспортная схема – новая маршрутная сеть муниципального и межмуниципального транспорта, срок введения которой – 2022-2024 годы. Она исключает задублированность маршрутов, предполагает приоритет муниципальному троллейбусному транспорту, изменение класса подвижного состава автобусов с малого на средний, продление режима работы общественного транспорта до 23 часов, учет перспективы развития столичной агломерации и др.
В настоящее время по семи новым маршрутам по нерегулируемым тарифам объявлены конкурсные процедуры. Эти маршруты свяжут, к примеру, автовокзал и сады "Ветеран", Медведево и Семеновку, Туруново и ул. Я. Крастыня. Кроме того, устанавливаются 7 новых маршрутов по регулируемым тарифам, с объемом финансирования за счет средств республиканского бюджета 31,3 млн рублей.
Обновлен подвижной состав: в 2021 году приобретено 10 троллейбусов, в 2023 году – 50 автобусов среднего класса. В 2024-2025 годах планируется приобретение 5 троллейбусов с возможностью работы на автономном ходу. Подготовлены и направлены заявки на приобретение еще 50 автобусов и 50 троллейбусов.
В ходе проводимой реформы для перевозчиков в 2021 году введена обязанность по предоставлению права пассажирам оплачивать свой проезд безналичным способом. За неисполнение данной обязанности предусмотрена ответственность вплоть до прекращения действия свидетельств и карт маршрутов. Со СберТройкой прорабатывается вопрос внедрения транспортных карт, карт жителя Республики Марий Эл, возможность оплаты проезда через приложения, установка дополнительных датчиков учета пассажиров, видеокамер в салонах транспортных средств.
В Йошкар-Оле с опережением сроков введен новый автовокзал, с которого ежедневно отправляются 258 автобусов по 65 маршрутам.
Эксплуатацию информационной системы "Управление транспортом" осуществляет ГКУ "Управление транспортом". Созданная в 2021 году структура обеспечивает оперативное управление движением, контролирует выполнение обязательств перевозчиков, мониторит их работу, пассажиропоток, оперативно реагирует на сигналы водителей транспортных средств, информирует о ДТП и изменениях дорожной обстановки и т.д.
Говоря об основных проблемах, с которыми министерство столкнулось в ходе реализации транспортной реформы, Александр Герасименко отметил противодействие со стороны частных перевозчиков: отказ в предоставлении возможности безналичной оплаты проезда, оспаривание в судах нормативных правовых актов, отказ подключиться к АИС "Управление транспортом". Так, на сегодня из 30 перевозчиков к АИС подключено 25. В прошлом году по результатам рейдовых мероприятий аннулировано 18 свидетельств на право обслуживания маршрутов в связи с неосуществлением ни одного рейса, предусмотренного расписанием, в течение более чем трех дней подряд.
Среди других проблем Александр Анатольевич назвал нерентабельность ряда маршрутов, в связи с чем перевозчики отказываются от них или сокращают количество рейсов. Часть маршрутов невозможно пока запустить, так как нет дорог или необходим их ремонт.
При этом глава ведомства подчеркнул, что транспортные маршруты и количество подвижного состава будут корректироваться в зависимости от пассажиропотока.
Во второй части встречи министр транспорта и дорожного хозяйства и его заместители ответили на многочисленные вопросы депутатов.
Касались они как развития транспортной сети в целом, так и конкретных транспортных маршрутов и отдельных обращений граждан.
Парламентариев, в частности, интересовало, как будет организована перевозка граждан в садоводческие товарищества, будут ли переданы полномочия по организации регулярных перевозок от муниципальных районов к республиканским органам госвласти, возможно ли субсидирование убыточных и социально значимых маршрутов.
Представители министерства детально прокомментировали новые маршруты, отметив, что часть из них заменит и продлит уже существующие. Поступившие от участников встречи предложения по их изменению, в частности, с учетом передвижения учащихся образовательных организаций, расположения поликлиник и больниц будут проанализированы.
В ходе обсуждения вопроса о транспортном обслуживании жителей микрорайона 9В г. Йошкар-Олы отмечено, что после завершения ремонта и строительства дорог по улицам Некрасова и Чернякова микрорайон будет полностью закольцован, как и планировалось. 21-й маршрут продлить нельзя, так как он подпадет под категорию межмуниципального.
Дубки и Ремзавод свяжет маршрут 40П. Вопрос должен быть решен до конца июня. По обеспечению жителей пос. Нолька состоится совещание с участием перевозчика по доработке расписания и изменения подвижного состава. После приобретения 5 троллейбусов на автономном ходу помогут решить проблему транспортного обеспечения жителей микрорайона Ширяйково.
Особо стоит выделить вопросы, связанные с межмуниципальным сообщением. Как говорили депутаты, порой жителям сел и деревень до районных центров и Йошкар-Олы без пересадок не добраться. Нередко по таким маршрутам курсируют автобусы малого класса или количество рейсов не соответствует потребности. Модернизации и строительства требуют и районные автостанции.
В проработке нуждается и вопрос межрегионального транспортного сообщения. К примеру, депутаты предложили увеличить количество рейсов "Козьмодемьянск – Чебоксары – Йошкар-Ола".
Депутаты также просили уделить внимание информированию граждан о транспортной схеме, изданию специальных буклетов, так как пожилые люди не все владеют современными технологиями. Кроме того, речь шла о соблюдении водителями этики поведения, правил перевозки пассажиров, введении единых проездных билетов, возможности установления понижающих тарифов при оплате банковской картой.
Безусловно, не обошлось и без вопросов, касающихся ремонта дорог, в том числе по которым проходят школьные маршруты, освещенности магистралей и транспортных развязок, использования двуязычных дорожных указателей.
В завершение Заместитель Председателя Государственного Собрания Лариса Яковлева от имени всех депутатов поблагодарила министра транспорта и дорожного хозяйства Александра Герасименко за содержательный доклад и обстоятельные ответы на все вопросы, за ту огромную работу, которая была проведена всей его командой в последнее время.
Александр Анатольевич в свою очередь подчеркнул готовность к рассмотрению предложений депутатов по всем вопросам, находящимся в ведении министерства.
Во встрече приняли участие: министр – полномочный представитель Главы Республики Марий Эл Татьяна Манджиева, члены Молодежного парламента, сотрудники Аппарата Государственного Собрания и представители республиканских СМИ.