16 марта в парламенте республики под председательством Заместителя Председателя Государственного Собрания, председателя Комитета по социальному развитию Натальи Козловой состоялся круглый стол, посвященный вопросам осуществления постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот в Республике Марий Эл.
В обсуждении темы приняли участие представители Министерства образования и науки, Министерства труда и социальной защиты, управления образования администрации Йошкар-Олы, отдела образования и по делам молодежи администрации Медведевского района, Строительно-промышленного техникума, ряда центров для детей-сирот, Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Детство", региональной общественной организации "Ассоциация приемных семей "МариЯ".
Постинтернатное сопровождение, отметим, для детей от 16 до 23 лет подразумевает: мониторинг жизни и деятельности выпускников-сирот; выявление причин неуспешности их самостоятельного жизнеустройства; оказание детям-сиротам комплексной (социальной, педагогической, психологической, юридической) помощи.
Выпускников учреждений для сирот, для которых выход в самостоятельную жизнь является большим испытанием, сопровождают и опекают не только руководители, социальные педагоги и психологи учебных заведений, в которых они обучаются, но и их бывшие воспитатели и наставники, специалисты центров социальной помощи, органы опеки.
Для повышения эффективности деятельности при работе с детьми-сиротами от 16 до 23 лет в Марий Эл центр "Детство" ведет региональную базу данных о выпускниках организаций для детей-сирот, а также детей, находящихся на попечении в замещающих семьях. В настоящее время в нее включено более 700 человек. Это позволяет отследить все параметры жизнеустройства ребят во время обучения в учреждениях профобразования, выявить актуальные проблемы.
Каждый из присутствовавших на встрече рассказал о собственных программах сопровождения таких детей, формах и методах работы с ними, а также о трудностях, с которыми приходится сталкиваться.
Одна из основных проблем – низкая мотивация к обучению: часть сирот не могут поступить на желаемые специальности из-за недостаточного уровня имеющихся знаний или из-за ограничений по здоровью, поэтому учатся там, куда их приняли; другие – вырвавшись из-под постоянной опеки воспитателей, мечтают гулять и ничего не делать.
Несмотря на предпринимаемые в центрах для детей-сирот меры для социализации воспитанников, в том числе с использованием возможностей адаптивных квартир для отработки у ребят навыков самостоятельной жизни, уровень готовности выпускников к ведению хозяйства, выстраиванию отношений с окружающими, принятию самостоятельных решений остается очень низким. Зачастую такие дети не осознают степень ответственности за свои поступки. В связи с этим часто они перестают учиться, нерационально используют имеющиеся у них имущество и денежные средства (полный допуск к ним они получают с 18 лет), становятся жертвами мошенников, подпадают под влияние дурных компаний и т.д. Кроме того, молодым людям зачастую нужна регулярная психологическая помощь, тем более в период адаптации к новым условиям.
Все участники круглого стола говорили о том, что в работе с данной категорией детей необходим индивидуальный подход, но специалисты учебных заведений и сопутствующих служб, сотрудники центров, из которых дети выпустились, не могут контролировать их постоянно. Тем не менее связь с прежними воспитателями в большинстве случаев ребята сохраняют и имеют возможность проводить в привычном кругу общения каникулы, выходные и праздничные дни.
Сложными для специалистов остаются вопросы обеспечения соцучреждений квалифицированными психологами и социальными педагогами; трудоустройства выпускников из числе детей-сирот (многие уезжают за пределы республики, есть склонность к частой смене места работы, трудности с вливанием в трудовой коллектив); возмещения расходов на оплату проезда выпускника от места обучения до соцучреждения или родственников (сегодня разовое возмещение в год осуществляется через организации СПО). Требуют решения проблемы оказания материальной помощи выпускникам в сентябре первого года обучения (до получения стипендии) и долгов за оплату ЖКУ у детей, являющихся собственниками жилья.
В ходе обмена мнениями прозвучало ряд предложений. В их числе: использование семейных форм сопровождения (патроната) выпускников центров для детей-сирот; расширение взаимодействия с предприятиями республики для проведения профориентационной работы и трудоустройства ребят из числа детей-сирот; сохранение возможности проживать выпускникам в своих соцучреждениях в период обучения в ссузах; распространение опыта организации встреч выпускников соцучреждений с представителями властей муниципальных образований, где они будут жить (по месту нахождения их жилья). Речь также шла о необходимости усиления ранней профилактики неблагополучных семей, повышении стипендий в техникумах и колледжах, индексации иных выплат для детей-сирот и др. Для лучшей социализации и развития навыков общения предложено подключить детей данной категории к деятельности Всероссийского движения детей и молодежи "Движение Первых".
По итогам круглого стола были сформулированы рекомендации для дальнейшей совместной работы. Одна из них – создание регламентированной системы постинтернатного сопровождения детей-сирот. В настоящее время в Государственную Думу внесен проект соответствующего федерального закона, которые будет детально изучен.
Профессиональным образовательным организациям предложено рассмотреть возможность создания социально-ориентированных пространств в общежитиях, где проживают сироты, в том числе с использованием механизма инициативного бюджетирования и с привлечением самих студентов.
Помимо того, в работу приняты вопросы о выделении средств сиротам при выпуске из соцучреждения для обустройства в общежитии и проживания до начисления стипендии, о возмещении расходов на поездки от места учебы к родственникам или до соцучреждения два раза в год.