23 марта в ходе выездного заседания члены Комитета по социальному развитию во главе с Заместителем Председателя Государственного Собрания Натальей Козловой обсудили вопросы обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в республиканских и федеральных образовательных организациях среднего профессионального образования.
Напомним, тема постинтернатного сопровождения детей-сирот была поднята участниками круглого стола 16 марта, а сегодня в этот день была продолжена в расширенном составе на площадке Марийского политехнического техникума.
В заседании приняли участие: министр – полномочный представитель Главы Республики Марий Эл Татьяна Манджиева, Уполномоченный по правам человека Фанис Мухаметгалиев, член Комитета по бюджету Наталия Глущенко, представители Министерства образования и науки, Министерства труда и социальной защиты, Люльпанского центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Ассоциации приемных семей "МариЯ", сотрудники Аппарата Государственного Собрания и др.
Перед началом совещания с деятельностью образовательного учреждения, его учебными классами и мастерскими гостей познакомили директор техникума Владимир Лисин, его заместители Лариса Лебедева и Анастасия Иванова. В ходе экскурсии они рассказали о специальностях, которые могут получить студенты техникума, в том числе из числа детей-сирот и детей с ОВЗ. Депутаты и приглашенные узнали, в каких условиях и с использованием какого оборудования готовят мастеров деревообработки, сварщиков, специалистов по работе с электрооборудованием, монтажников радиоэлектронной аппаратуры, каменщиков, штукатуров и маляров, а также будущих архивариусов, фотографов, резчиков по дереву, мастеров по росписи деревянных изделий. Были продемонстрированы возможности сенсорной комнаты, где обучающиеся и преподаватели при поддержке психолога могут снять стресс и расслабиться. Отмечено, что техникум является одной из основных площадок для подготовки и проведения регионального этапа чемпионата "Абелимпикс".
Во время осмотра депутаты интересовались судьбой молодых специалистов: где они проходят практику и часто ли трудоустраиваются по специальности, за счет каких средств обновляется оборудование в техникуме, с какими организациями и предприятиями сотрудничает учебное заведение и т.д.
Непосредственно на самом заседании его участники подробнее остановились на вопросах обучения и сопровождения обучающихся из числа детей-сирот.
Об особенностях организации процесса обучения студентов данной категории в республиканских образовательных организациях СПО рассказала начальник отдела профессионального образования Министерства образования и науки Марий Эл Елена Бурмистрова. Она сообщила, что всего в техникумах и колледжах, подведомственных Минобрнауки, обучается порядка 500 сирот. Наибольшее количество таких детей являются студентами Строительно-промышленного колледжа и Марийского политехнического техникума. Во всех организациях СПО, кроме одного, есть общежития разной степени обустройства. В настоящее время в них проживают более 130 обучающихся из числа детей-сирот.
Елена Викторовна подробно рассказала о мерах поддержки и выплатах, которые полагаются студентам данной категории (питание, проезд, стипендии, специальные выплаты на покупку отдельных видов товаров и т.д.).
С 1 января 2023 года полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан сняты с Министерства образования и науки и переданы в ведение Министерства труда и социальной защиты. Начальник отдела по вопросам семьи и детства этого Министерства Галина Ярцева проинформировала о действующей системе постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для сирот.
По ее словам, в работу с такими ребятами включены социальные педагоги и психологи центров, в которых воспитывались дети, и учебных заведений, в которых они получают профессию, а также воспитатели в общежитиях, опекунские семьи. В республике планируется развивать практику наставничества, когда неравнодушные люди берут своеобразное шефство над конкретным ребенком (до 23 лет), оказывают ему, прежде всего, моральную поддержку, помогают ему обустроиться, определить верные жизненные ориентиры и ценности и т.д. Уже есть примеры, когда добрыми друзьями и наставниками для таких детей становились православные волонтеры, волонтеры-медики, работники предприятий-шефов сиротских учреждений.
В центрах, где воспитываются дети-сироты, разрабатываются специальные программы, ориентированные на социальную адаптацию детей и подготовку их к самостоятельной жизни.
В настоящее время общую базу выпускников из числа детей-сирот ведет Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Детство", подведомственный Минобрнауки, но в ближайшем будущем его функции по работе с несовершеннолетними детьми-сиротами будут переданы Республиканскому центру психолого-педагогической и социальной помощи населению "Доверие".
В процессе обмена мнениями участники выездного заседания просили обратить внимание, что постинтернатное сопровождение необходимо не только выпускникам учреждений для детей-сирот, но и тем, кто находился под опекой, потому что, к сожалению, не у всех детей складываются прочные доверительные отношения с опекунами. Говорили о том, что нельзя оценить эффективность существующей модели постинтернатного сопровождения, необходимо выработать критерии для будущих наставников и определить их статус, определить их права и обязанности.
Прозвучали предложения держать на контроле вопрос о трудоустройстве выпускников, повышении размера материальных выплат сиротам, выделении дополнительных средств на повышение стипендий студентов СПО.
Уполномоченный по правам человека Фанис Мухаметгалиев предложил помощь в выяснении причин неуплаты алиментов на одного из будущих выпускников из числа детей-сирот, чьи родители находятся в местах лишения свободы.
Обобщая итоги обсуждения, Наталья Козлова высказала мнение о необходимости создания системы постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в системе среднего профессионального образования в Республике Марий Эл. В связи с этим Социальный комитет принял решение предложить республиканскому Правительству создать рабочую группу с участием представителей от Государственного Собрания по разработке в Марий Эл нормативной правовой базы по постинтернатному сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В завершение Наталья Николаевна поблагодарила руководителя Марийского политехнического техникума за помощь в организации мероприятия и вручила Благодарственное письмо Государственного Собрания.