Сегодня в рамках пленарного заседания Ассоциация законодателей ПФО, которая проходит в Нижнем Новгороде, обсудила вопросы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Задача по устранению аварийного и сокращению объемов ветхого жилья, улучшению жилищных условий граждан, напомним, была определена Президентом Российской Федерации еще в майских указах 2012 года. Решение этих проблем невозможно без организации эффективно функционирующей системы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, позволяющей не только остановить дальнейшую деградацию жилищного фонда, но и провести полноценную его реновацию.
О практике заслушивания в законодательном органе отчета о выполнении программных мероприятий по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах рассказал коллегам Председатель Саратовской областной Думы А.С. Романов.
Новая система капремонта включает в себя множество процедурных вопросов, в законах субъектов Российской Федерации закреплены положения, регламентирующие порядок подготовки и представления отчета регионального оператора капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. Вместе с тем уже сегодня, как отметил докладчик, реализация новой системы показала, что обсуждение и решение вопросов капремонта в многоквартирных домах – это каждодневная работа всех уровней власти.
Сегодня существуют проблемы, в том числе требующие совершенствования действующих или принятия новых нормативных правовых актов.
Так, к примеру, не во всех регионах ПФО осуществляется представление уполномоченным органом отчета о выполнении программных мероприятий по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах для заслушивания в законодательном органе субъекта Российской Федерации.
Законодательством не установлены требования в части обязанности собственников помещений в многоквартирных домах, которые осуществляют формирование фондов капремонта на специальных счетах, представлять информацию о выполненных работах в ответственный за реализацию региональной программы капитального ремонта орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в орган местного самоуправления.
Важным для многих собственников многоквартирных домов остается вопрос, связанный с заменой, модернизацией лифтов, машинных и блочных помещений, поскольку ремонт лифтового оборудования очень дорогостоящий. Решением данной проблемы могла бы стать разработка Правительством Российской Федерации специальных мер по оказанию субъектам финансовой поддержки на реализацию мероприятий по замене лифтового оборудования в многоквартирных домах.
Остро стоит и проблема финансирования работ по капитальному ремонту многоквартирных домов – памятников истории и культуры. Согласно данным Минстроя России, в среднем стоимость ремонта таких домов выше почти в два раза, однако средств, получаемых от взносов граждан, недостаточно для оплаты в необходимом объеме.
Внимания заслуживает и вопрос внесения платы за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах. По тем или иным причинам есть собственники, которые либо совсем не вносят плату, либо вносят ее с продолжительными перерывами, в результате чего образуется задолженность, в связи с чем фонд капитального ремонта общего имущества проводит работу по обращению в суд для взыскания с неплательщиков суммы задолженности. Для обращения в суд фонду наряду с необходимыми документами нужно представить документ, подтверждающий уплату государственной пошлины. С учетом того, что фонд осуществляет свою деятельность в отношении сотен (а в ряде регионов и тысяч) многоквартирных домов, сумма для организации судебной работы требуется внушительная.
По итогам обмена мнениями по представленному докладу законодатели округа приняли решение, в котором, в частности, предложили Государственной Думе ускорить принятие проекта федерального закона, связанного с объектами культурного наследия, рассмотреть вопрос о внесении необходимых изменений в Жилищный и Налоговый кодексы Российской Федерации.
Рекомендовано также изучить и использовать в работе положительный опыт в части заслушивания отчетов региональных операторов капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в законодательных органах субъектов Российской Федерации.
Принимающий участие в LXIV заседании Ассоциации Председатель Государственного Собрания Марий Эл А.В. Смирнов, комментируя высказанные предложения, отметил, что их реализация будет способствовать решению проблем и в нашей республике.
В Марий Эл в настоящее время действует республиканская адресная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2014 - 2046 годы, которая подлежит ежегодной актуализации не позднее 1 октября. По состоянию на 1 января 2022 года полностью завершены работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, включенных в I (2014 - 2016) и II (2017 - 2019) этапы программы, а также по планам 2020 и 2021 годов.
Реализация программы находится на парламентском контроле Комитета Государственного Собрания по развитию производственного комплекса.
На сегодняшний день, как и в других субъектах, остаются актуальными вопросы государственного регулирования цен на основные позиции строительных материалов, содержания домов, признанных объектами культурного наследия (их в республиканской программе 22).