В центре внимания участников 67-го заседания Ассоциации законодателей Приволжского федерального округа был вопрос подготовки квалифицированных кадров для высокотехнологичных производств.
Опыт Удмуртии в решении проблемы дефицита инженерных и рабочих кадров для промышленных предприятий представил коллегам Председатель Государственного Совета Удмуртской Республики Владимир Невоструев.
Отмечено, в частности, что в регионе активно применяется модель полного цикла обучения "Школа – Техникум – Вуз – Предприятие". Внедряется ранняя профориентация детей, расширяется практика целевого набора, используются новые подходы, предполагающие более современные и гибкие принципы работы вузов и средних учебных заведений профессионального образования.
Предприятия заинтересованы в подготовке квалифицированных специалистов с необходимым набором знаний и умений, поэтому нередко они участвуют в составлении учебных программ для образовательных организаций, организуют практикумы и стажировки для студентов. На крупных производствах широкое применение получила организация собственных обучающих и ресурсных центров, способствующая получению необходимых теоретических знаний и практических навыков.
В ходе обмена мнениями поднимались проблемы дисбаланса между дефицитом кадров и подготовкой специалистов, отсутствия качественного мониторинга востребованности тех или иных специальностей, целевого приема студентов. Законодатели также отметили роль центров профессиональной переподготовки, которые дают возможность быстро переобучить специалистов под запрос работодателей, говорили о необходимости повышения престижа рабочих профессий, укрепления материально-технической базы колледжей, устранения дисбаланса между уровнями заработной платы учителей школ и преподавателей техникумов.
Принимавший участие в заседании Председатель Государственного Собрания Марий Эл Анатолий Смирнов, подводя итоги обсуждения темы подготовки кадров на пленарном заседании Ассоциации и в рамках посещения ижевских предприятий, сказал о важности организации системной работы всех заинтересованных сторон для решения проблемы дефицита специалистов для высокотехнологичных производств. Он также подчеркнул, что популяризация рабочих профессий, воспитание уважения к труду – залог формирования правильных ценностных ориентаций современных школьников и студентов. У депутатов Государственного Собрания на парламентском контроле находятся вопросы поддержки молодых специалистов. К примеру, Аграрный комитет инициировал разработку региональной программы, направленной на улучшение качества образования специалистов для агропромышленного комплекса республики.
С целью привлечения и сохранения молодых кадров на предприятиях Ассоциация законодателей ПФО приняла решение обратиться в Государственную Думу с предложением внести изменения в ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в части введения обязательной отработки по полученной специальности для выпускников вузов и ссузов, прошедших обучение за счет бюджетных средств, и в части совершенствования механизма целевого приема и целевого обучения.
В адрес Правительства России будут направлены предложения о создании федеральной базы по прогнозированию, унифицированной методики для точного расчета потребности в кадрах, о необходимости разработки федеральной программы модернизации инфраструктуры образовательных организаций СПО, увеличении целевых показателей плана подготовки кадров для ОПК.
Помимо этого, законодатели Приволжья предлагают установить День семейных трудовых династий России в целях возрождения, сохранения и развития трудовых традиций и поднятия престижа рабочих профессий; ввести пониженные ставки по ипотечным кредитам для студентов – участников региональных и федеральных проектов по подготовке квалифицированных кадров (по аналогии с кредитованием IT-работников).
Региональным органам власти ПФО рекомендовано активизировать взаимодействие промышленных предприятий, региональных общественных организаций промышленников и предпринимателей с образовательными организациями по подготовке квалифицированных кадров, в том числе и по поддержке студентов – потенциальных работников предприятий; оказывать меры стимулирующего характера образовательным организациям в рамках реализации проекта "Первая профессия" нацпроекта "Образование"; рассмотреть возможность расширения налоговых преференций предприятиям, осуществляющим подготовку квалифицированных рабочих и участвующим в оснащении учебно-производственной базы профессиональных образовательных организаций, и т.д.